Когда на рабочем столе появляется заветная иконка, хочется отключить телефон и разослать коллегам письмо с темой «не ищите меня ближайшие пару месяцев». Когда мы передвигали пиктограммы в первой Civilization 18 лет назад, то представляли себе марширующие легионы, грозные флотилии и пылающие города. Теперь воображение можно не включать: все происходит прямо на экране.
Исторический конструктор Несмотря на торжество технологий, цель осталась прежней — возглавить одну из ведущих держав и захватить мир. Как и прежде, игра разделена на две части — стратегическую и тактическую. На глобальной карте нужно возводить в городах всякие полезные здания, строить шахты и фермы, церкви и школы; налаживать дипломатические и торговые связи и обременять население непомерными налогами. Война — предприятие весьма затратное, и все деньги идут на наем войск и закладку кораблей.
Но прежде чем возвести винокурни или верфь — будь добр изучить нужную технологию. В университетах лучшие умы страны изобретают всякую всячину — то подсечное земледелие, то штыки с креплением, которыми не нужно затыкать дуло мушкетов. Научными достижениями можно обмениваться с соседями: вы нам Молдавию, а мы вам секрет построения пехоты в каре.
Вообще, начав кампанию за Россию, очень хорошо понимаешь мотивы Петра I (игра стартует в 1700 году) — выход к Черному морю и Балтике перекрыт, сухопутная торговля налажена только с Польшей, на Кавказе окопались крайне недружелюбные мусульмане. Хочешь не хочешь, но войну со Швецией и Оттоманской империей начинать придется. Прелесть Total War, конечно, в том, что дальше все развивается совершенно непредсказуемо.
После завоевания Крыма у татар появится возможность наладить связи с Маратхской империей, подарить им отобранную у турок Боснию, и на Балканах образуется индийская колония. Пан Мазепа на пару с графом Меньшиковым тем временем возьмет Париж, а корабли с русскими поселенцами поплывут покорять Луизиану — ведь стратегическая карта включает в себя обе Америки и Индию.
Последний довод королей Одной дипломатией, впрочем, игру не пройдешь — рано или поздно придется вступать в бой, где и откроется вторая сторона Total War: самые реалистичные сражения, когда-либо воссозданные в компьютерных стратегиях. Здесь сходятся не отдельные юниты, а подразделения из сотен человек, которые выматываются от перебежек и впадают в панику после разгрома половины армии. Поскольку Empire посвящена эпохе пушек и мушкетов, во время боя постоянно нужно маневрировать, чтобы успеть сделать залп первым. Кавалерия быстро уходит из-под огня и может нанести сокрушительный удар с тыла; пехота противодействует этому построением в каре, но в такое скопление людей отлично попадают пушечные ядра… В общем, вы уловили идею.
Солдаты умело используют особенности местности: прячутся за заборами и изгородями и занимают здания, откуда их приходится выбивать с большими потерями. Погода серьезно влияет на исход схватки — под проливным дождем мушкеты могут вообще отказать, и придется идти врукопашную, а пушечные ядра перестают рикошетить от земли, поскольку вязнут в грязи.
Искусственный интеллект всеми этими тонкостями владеет в совершенстве: стоить оставить артиллерию без прикрытия, к ней тут же устремится летучий отряд, а вражеский генерал всячески избегает окружения, чтобы не деморализовать армию своей гибелью. С другой стороны, иногда компьютер принимает весьма странные решения: например, играть в салочки с нашим генералом под огнем остальных отрядов.
Каждая битва курируется глобальным ИИ, который следит за положением дел на всех фронтах. Он может приказать войскам отступить, чтобы не терять их впустую, либо наоборот, пожертвует армией, чтобы потрепать врага перед подходом своих основных сил. А то и вовсе не станет принимать бой, пока доверчивый игрок не углубится внутрь страны, и тут-то уже нападет со всех сторон.
Свистать всех онлайн! Однако гвоздь программы — морские баталии. На море сходятся до 20 кораблей с каждой стороны; разновидностей их огромное множество, от торговых судов и утлых бригов до гигантских линейных кораблей и брандеров-камикадзе. У каждого три показателя живучести — корпус, паруса и мачты и собственно экипаж. Соответственно нужно выбирать и боеприпасы — хотите ли вы просто потопить врага, либо лишить подвижности и живой силы, чтобы взять на абордаж (в этом случае после сражения корабль отойдет вам).
Также впервые в истории сериала реализовано прохождение кампании по сети против других игроков. Сразиться за мировое господство могут не более двух человек, чтобы партия не растягивалась до бесконечности, зато если на своем ходу противник нападет на армию страны, контролируемой компьютером, можно самому перехватить управление и испортить врагу жизнь.
Таких кампаний можно вести несколько одновременно, благо интерфейс Steam показывает, кто из друзей в данный момент в онлайне и может обменяться с вами парой ходов. Сейчас система тестируется, и вскоре после выхода игры будет выпущена отдельным бесплатным патчем. К тому же в мультиплеере все так же доступны обычные сражения — так что до встречи на поле боя!
Плюсы полностью переработанный стратегический режим; новая боевая механика; полноценные морские сражения; прохождение кампании по сети против другого игрока.
Минусы одинаковые армии у большинства стран; переусложненное управление морскими боями; компьютер то проявляет чудеса сообразительности, то впадает в маразм.
Общее впечатление Empire — самая лучшая часть сериала на сегодня и серьезный претендент на звание «игры года» (для РС). Правда, если самолично управлять всеми делами в государстве и каждым боем, на завершение кампании лишь за одну страну (из 12 доступных) уйдет где-то полгода. Играть или нет — вопрос даже не любви к стратегиям, а наличия кучи свободного времени и мощного компьютера.