По большому счету, Resident Evil перестал быть хоррором еще в четвертой части. Да, поначалу мрачная, будто бы пропитанная гнилью испанская деревушка нагоняла жути и даже вызывала легкую брезгливость. Но стоило появиться первым "ганадос", как Resident Evil 4 превращался в брутальный боевик. Крестьяне с граблями и тяпками очертя голову неслись навстречу своей смерти и красиво разлетались в разные стороны под градом свинца — тут уж не до вдумчивых ужасов.
Resident Evil 5 ни на шаг не отклоняется от заданного курса — меняются лишь декорации. Угрюмая испанская деревня уступила место залитому солнцем африканскому поселку, а на смену бледнолицым крестьянам пришли темнокожие селяне все с той же сельскохозяйственной утварью и увесистыми копьями в придачу. Обещания разработчиков "заставить игроков бояться света так же, как они боялись темноты" стоят не дороже акций в кризисное время. Пятая часть серии вызывает какие угодно эмоции (в основном, сугубо положительные), но только не страх.
Беги, а я прикрою Компания Capcom нарушила главное правило классических виртуальных ужастиков — одиночество героя. Даже в Resident Evil 4 напарница появлялась только ближе к середине игры, да к тому же была беззащитной девочкой, нуждавшейся в опеке. Здесь же партнерша сопровождает персонажа с самого начала, и при этом бойцы вполне стоят друг друга.
Крис Редфилд "звездил" еще в оригинальном Resident Evil, где прошел через горнило войны с толпами зомби. Его спутница Шева Аломар появилась на экране впервые. По сюжету она — агент африканского филиала организации по борьбе с биотерроризмом. В первой же совместной заварушке девушка заявляет Крису, что хоть она и не такая большая, как он, но постоять за себя сумеет. В ходе дальнейших приключений это заявление она отлично подтверждает на деле.
Вообще, вся игра "затачивалась" под модное нынче совместное прохождение, и, в идеале, управлять Шевой должен другой игрок. Персонажи могут и должны спасать друг друга; одновременно дергать расположенные в разных местах рычаги, чтобы открыть очередную дверь, а также совершать массу других совместных действий. К примеру, на болотах кто-то должен править лодкой, лавируя между островами, а кто-то будет сбивать притаившихся на вышках стрелков. Еще на пути периодически попадаются сломанные лестницы — в таких местах один персонаж подсаживает другого.
Умница, детка! К чести разработчиков, сольному прохождению игры ее ориентация на "кооператив" никак не повредила. Более того, действовать в паре с Шевой, управляемой искусственным интеллектом, почти так же интересно, как воевать в компании живого партнера. Сексапильная мулатка метко стреляет, вовремя приходит на помощь, если Криса схватил зомби; самостоятельно подбирает выпавшие из поверженных врагов боеприпасы и без напоминаний отдает те патроны, под которые у нее нет оружия.
Девчушка, словом, не тупит. Она без запинок в одиночку проходит сложный лабиринт с несколькими лестницами, чтобы добраться до рычага; выпрыгивает в окна, карабкается на верхотуру вслед за Крисом и ни на шаг не отстает от него, если необходимо спасаться от погони. Шеву не только не нужно опекать — на нее можно положиться! Оказавшись на грани гибели после удара копьем в живот, достаточно просто продержаться несколько секунд, не нарываясь на новые неприятности. Напарница сама пробьется к вам и опрыскает живительным спреем.
Парк аттракционов Вдвоем герои посещают всякие злачные африканские места. Пытаясь разобраться, кто и зачем ставит бесчеловечные опыты на людях, Крис и Шева обыскивают поселки и деревни, путешествуют на джипе и лодках, посещают нефтебазу и даже попадают в древний подземный город с ловушками в духе фильмов об Индиане Джонсе. Как и в предыдущей игре, авторы прилагают максимум усилий, чтобы игрок, боже упаси, не утомился однообразием.
Меняются не только декорации, но и сам характер сражений. Из узких коридоров, где главное — выстрелить первым, действие переносится в небольшие поселки, где зомби лезут буквально из всех щелей, поэтому стоять на месте и надеяться на свою хорошую реакцию слишком опасно. В таких эпизодах приходится изрядно побегать, забираясь на вторые этажи и метким пинком опрокидывая лестницы, взрывая услужливо расставленные тут и там бочки с бензином и роняя факелы. На смену суматошной пальбе приходят погони, в которых игрок выступает либо водителем, либо стрелком, а за ними следуют "снайперские" уровни, где нужно метко стрелять из укрытия. Парк аттракционов Вдвоем герои посещают всякие злачные африканские места. Пытаясь разобраться, кто и зачем ставит бесчеловечные опыты на людях, Крис и Шева обыскивают поселки и деревни, путешествуют на джипе и лодках, посещают нефтебазу и даже попадают в древний подземный город с ловушками в духе фильмов об Индиане Джонсе. Как и в предыдущей игре, авторы прилагают максимум усилий, чтобы игрок, боже упаси, не утомился однообразием.
Меняются не только декорации, но и сам характер сражений. Из узких коридоров, где главное — выстрелить первым, действие переносится в небольшие поселки, где зомби лезут буквально из всех щелей, поэтому стоять на месте и надеяться на свою хорошую реакцию слишком опасно. В таких эпизодах приходится изрядно побегать, забираясь на вторые этажи и метким пинком опрокидывая лестницы, взрывая услужливо расставленные тут и там бочки с бензином и роняя факелы. На смену суматошной пальбе приходят погони, в которых игрок выступает либо водителем, либо стрелком, а за ними следуют "снайперские" уровни, где нужно метко стрелять из укрытия.
Враги тоже не дают заскучать. В нестройных рядах обычных зомби то и дело появляются всякие пузатые здоровяки, психопаты с бензопилами или трехметровые дылды, которых и гранатой не враз перешибешь. Что уж говорить о великолепных "боссах"! Битва с каждым из них по зрелищности может тягаться с самыми эффектными сценами из современных фильмов. Resident Evil 5 вообще выглядит более чем достойно. Благодаря виртуозной операторской работе и отличному освещению кувырки героев, взрывы и приемы ближнего боя превращаются в маленькие шедевры.
На этом, кажется, безупречном фоне лишь один момент вызывает раздражение на протяжении всей игры. Авторы обещали увеличить динамику действий и сделали это, переведя возню в инвентаре в реальное время. Раньше можно было поставить игру на паузу и спокойно поменять оружие, но теперь халяву отменили. И все бы ничего, да только стрелять на ходу герои так и не научились. Получается некоторый диссонанс — темп сражений вырос, но для выстрела по-прежнему нужно останавливаться. Но едва ли этот просчет заставит кого-то прекратить войну с мутантами раньше, чем голова последнего зомби разлетится на ошметки, как брошенный под машину арбуз.
Плюсы умная напарница и возможность совместного прохождения; разнообразие ситуаций — погони, коридорные перестрелки, бои на открытой местности; увлекательный сюжет; редкая зрелищность.
Минусы нельзя стрелять на ходу; играть совсем не страшно.
Общее впечатление У Resident Evil 5 нет практически ничего общего (сюжет и герои не в счет) с классическими эпизодами серии. Он воспринимается как зрелищный, захватывающий, брутальный боевик, но только не хоррор. И в этом нет ничего плохого, ведь играть все равно безумно интересно.