"Анабиоз" — это не столько экшен, сколько трагическая повесть с серьезным моральным подтекстом. Авторы наглядно, хотя и в довольно необычной форме демонстрируют, что в критической ситуации необходимо в первую очередь думать о соратниках и о деле, а не о спасении собственной шкуры.
Вентилем по челюсти Полярнику Александру Нестерову, главному действующему лицу "Анабиоза", предстоит весьма оригинальная спасательная миссия. Действие игры происходит в узких, промороженных насквозь коридорах атомного ледокола "Северный ветер". И пусть на застывшем среди льдов корабле давно не осталось ничего живого — это не значит, что экипажу ничем нельзя помочь.
Правда, принять руку помощи готовы далеко не все. Нестеров то и дело натыкается на каких-то мутных типов в лохмотьях, которые норовят засветить ему в глаз железной трубой, отметелить голыми руками, а то и вовсе подстрелить. Это как раз те члены экипажа, которые предпочли бросить товарищей в беде и спасать себя. В результате погибли все, но "предатели" вдобавок превратились в "рабов Холода" и принялись уничтожать источники тепла. А поскольку Александр — единственное теплокровное существо на борту корабля, ледяные "зомби" оказывают ему весьма холодный прием.
Впрочем, проблема решается просто — вооружившись железным вентилем, можно ловко нокаутировать врага. Главное — активно двигаться, уходить от ударов, вовремя ставить блок и совершать ответные выпады. Разработчики применили предельно понятную и простую боевую модель: шаг вперед и удар — один прием, шаг в сторону и удар — другой прием; получаются довольно изящные боксерские комбинации. Позднее в арсенале появляется топор, сигнальный пистолет, пара винтовок и даже автомат ППШ; но все это воспринимается лишь как "приправа" к захватывающему рассказу.
С приветом из прошлого Стычки с "монстрами" редки, быстротечны и ничем особо не примечательны. Спецэффектами игрока не балуют, да и враги различаются лишь размерами, лохмотьями и вооружением. Куда больше внимания уделяется поиску источников тепла и исследованию прошлого. Основная наша задача — исправить совершенные экипажем ошибки, приведшие к чудовищной катастрофе, и в первую очередь нужно понять, что тут вообще произошло.
Вместо обычных дневников и записок авторы используют так называемое "ментальное эхо", позволяющее не только увидеть прошлое, но и поучаствовать в событиях от лица других персонажей. То и дело на пути попадаются тела тех моряков, которые до последнего боролись за жизнь корабля, но проиграли в схватке с Холодом. Обнаружив покойника, Нестеров переносится во время, когда ледокол еще был "жив", а по коридорам сновали члены команды. Здесь он не только воочию наблюдает трагедию, но и непосредственно влияет на происходящее.
Например, в одном эпизоде он оказывается в шкуре матроса, запертого в окруженном водой отсеке. У бедняги есть лишь несколько секунд, чтобы заблокировать дверь и спасти помещение от затопления. В "первом варианте реальности" матрос не успел это сделать и утонул. Но если Нестеров справится с задачей, он, во-первых, спасет утопленника, а во-вторых, расчистит путь к другим палубам судна — уже в настоящем времени. Такие головоломки попадаются на протяжении всей игры — по кусочкам они восстанавливают драматичные события прошлого. В режиме "ментального эха" нам доведется и поплавать на лодке, и побродить под водой в громоздком водолазном костюме, и даже сразиться с теми членами команды, которые уже "продали душу" Холоду.
Главное — согреться К слову, холод здесь олицетворяет не абстрактное вселенское зло, а нависает над героем вполне "осязаемой" угрозой. Все эффекты экстремально низких температур отображены вполне адекватно. Металл подернут узорами инея, пол покрыт корочкой льда с вмерзшими в нее пачками "Примы", и даже экран монитора кажется заиндевелым по углам. Если же в помещении удается включить отопление, то лед буквально на глазах превращается в воду, а комната наполняется глухими скрипами, треском и журчанием.
Индикатор тепла заменяет традиционную шкалу "здоровья". Самочувствие Нестерова ухудшается не только и не столько от боевых ранений, сколько от прогулок на лютом морозе. Чем холоднее в трюме или на палубе, тем меньше "тепла-здоровья" остается в запасе и тем выше риск погибнуть от одной оплеухи первого встречного "зомби". Согреться-подлечиться помогают невесть кем зажженные факелы, электрические лампочки, работающие генераторы и другие предметы, которые в нормальных условиях никто бы не додумался использовать в качестве печки.
Конечно, Александра могла бы выручить и старая добрая водка, но буянящий на ледоколе пьяный полярник не вписался в планы разработчиков. Ведь в "Анабиозе" они размышляют о вечном — и, надо сказать, весьма удачно доносят до игрока эти размышления. Оригинальная подача сценария и отлично переданное ощущение жестокого холода с лихвой компенсируют невзрачную картинку, вялые сражения и однообразные декорации.
Плюсы интересный и довольно глубокий сюжет; увлекательные путешествия в прошлое; очень красивый лед, отличное освещение и тени; простая и логичная боевая система.
Минусы однообразные декорации; скучные бои.
Общее впечатление Внешне "Сон разума" уныл и невзрачен, как старая фуфайка — смотреть почти не на что. Но никто же не бросит увлекательную книгу лишь потому, что в ней нет картинок? Авторы рассказывают весьма необычную историю, используя нетривиальные приемы, и это повествование держит у экрана лучше всяких навороченных спецэффектов.